ДЕПУТАТ ПАРЛАМЕНТА ГРУЗИИ ГУРАМ ВАХТАНГАШВИЛИ:
Цхинвал всегда будет осетинским городом.

       В Цхинвальском регионе ситуация всегда обострялась тогда, когда абхазский вопрос ставился остро. То, что ныне происходит в Абхазии: выдача русских паспортов и т. д., в Цхинвальском регионе началось давно, хотя правительство Грузии на официальном уровне даже протеста. В Цхинвальском регионе ситуация постепенно обостряется. С нами беседует член парламента Грузии Гурам Вахтангашвили.
       — Вроде существуют какие-то сведения о протекающих в Цхинвальском регионе процессах. Конкретно, что там происходит?
       — В последний период ситуация крайне обострилась. Уже третий месяц как наши правоохранительные органы начали антикриминальную операцию. За этот период не было совершено тяжких преступлений- разбоев, похищений, однако осетинская сторона стала. интенсивно вооружаться, создавать блокпосты, раздавать оружие, мобилизацию. Опираясь на достоверные источники, мне стало известно, что из России введена тяжелая техника. Наше министерство внутренних дел сделало заявление о проведении в Цхинвальском регионе антикриминальной операции, подобной той, которая была проведена в Панкисском ущелье. Осетины, опасаясь введения войск, вооружаются.
       — Выдача российских паспортов в Цхинвальском регионе началась раньше, чем в Абхазии. Почему этот вопрос был упущен из виду?
       — Он не был упущен из виду, по этому поводу и я сделал заявление. Скажу хуже — паспорта России выдаются не только осетинам но, и населению Горийского района, не имеющих ни каких связей с Цхинвалом. Среди населения Горийского района паспорта России берут в основном грузины, занятые бизнесом яблок, перевозят фрукты и им приходится ездить в Россию. Подобных фактов множество. Такой грузин не отказывается от гражданства Грузии, но берет и их паспорт, чтобы облегчить себе поездку в Россию.
       — Как известно, автомобильная дорога между Цхинвалом и Россией всегда действовала. Не было никакой блокады.
       — Да, когда некоторые политики говорят об открытии в Абхазии железной дороги (в основном речь идет об открытии Армянской линии), что, якобы, поможет экономическому процветанию Абхазии, а в результате, абхазцы легче пойдут на переговоры. Вот у нас есть такой пример. В Цхинвале на протяжении всего конфликта дорога остается открытой, никогда ее не закрывали. Вам хорошо известно, что творится вокруг контрабанды. Вся пресса об этом пишет. Нет ничего легче, чем закрыть эргнетский рынок, чтобы контрабанда не входила, однако правительство Грузии закрывает на это глаза, не использует данный рычаг. А ведь благодаря эргнетскому рынку и поступающей контрабанде осетинское население и укрепляется экономически. Несмотря на это, осетины все равно не идут на переговоры. То же самое повторяется и в Абхазии. Сегодня абхазцы и осетины нуждаются и все-таки не идут на переговоры?!
       — Наверное, перекрыть необходимо границу между Грузией и Россией?
       — Конечно, ведь перекрыть у Эргнети физически невозможно. Из Цхинвала ведут 20 дорог. Тогда все 20 необходимо перекрыть, тем самым мы устроим блокаду собственному населению. В прошлом году в Лиссабоне состоялись грузино-осетинские переговоры, которыми руководит Ираклий Мачавариани. Он не жалел сил, помогали и ОБСЕ и Евросоюз, выделили и средства, чтобы создать совместную грузино- осетинскую группу, которая контролировала бы ввоз контрабандного груза, учитывала бы груз, проходящий через Рокский тоннель. В результате половина суммы от платежей за ввозимый груз шла бы в бюджет осетин, половина в наш. Наши идут на какие-то уступки, однако после большой работы, под воздействием иностранцев, подобная группа должна быть создана.
       — В связи с Мачавариани хочу отметить, что, несмотря на мои усилия, он то по причине болезни, то по каким- то иным причинам он избежал взаимоотношений с прессой. И от него я не смог получить никакую информацию.
       — Когда пришел в Парламент, то мне не нравилась его работа, и даже сделал заявление о недоверии к нему. Однако то, что наблюдаю на переговорах за последние два года привело меня к убеждению, что он делает все в пределах своих возможностей, чтобы осетины пошли на переговоры. Когда Мачавариани садится за стол переговоров, то он не должен делать там четких заявлений. У него хорошие отношения с соседней стороной. Его считают одним из приемлемых партнеров на переговорах.
       — Что вы скажете в связи с Цхинвальским регионом, с так называемым представителем президента на комиссиях?
       — В связи с проблемами Цхинвальского региона существует временная парламентская комиссия, которой руководит Эльдар Шенгелая. Ныне этот вопрос требует выяснения. В начале он очень энергично начал работу. Были встречи на местах, приезжали туда, были встречи с беженцами, и там он делал все что в его силах. Однако уже восемь месяцев, как заседания комиссии не проходили. Затем, когда большинство распалось, господин Эльдар в рядах новых демократов и комиссия уже не может работать. Полномочия всех комиссий были продлены, и, видимо, на той неделе соберемся и решим вопрос председателя. Что касается уполномоченного президента Вахтанга Рчеулишвили, то у населения появилась какая- то надежда, так как у Рчеулишвили положительная позиция в отношении России. А то, что Цхинвальский конфликт не решить без России, известно и населению. И, если даже не урегулируется, хотя бы войдет в новую фазу.
       — Разве хорошие отношения Рчеулишвили помогут делу? Шеварднадзе в 1992 году сделал такое заявление, которое явно лило воду на мельницу осетин и русских, и практически предоставил им этот регион. Исходя из этого, там положение ухудшилось.
       — Заявление Шеварднадзе разозлило все население. С уважением отношусь к бывшему прокурору Вахтангу Размадзе, однако скажу, что заявление о том, что грузины устроили геноцид осетинам, первым сделал он. Второе заявление сделал Президент. Что мы хотим от осетин. Осетины читают стихи на грузинском языке, зато мы устроили им геноцид. Я местный человек, и мне действительно известно, что подобного не было. Да, были жертвы и с осетинской стороны и с грузинской стороны. Однако, геноцид мы не устраивали, тем более мы не начинали, наоборот, из Цхинвальского региона имеется 14 тысяч беженцев, которые вот уже 13 лет живут без всякой надежды на возвращение.
       — Господин Гурам, удивляюсь, почему грузинская делегация во время визитов в Москву встречается с Чехоевым лицом к лицу и слушает его наглые выступления. Хотя бы выразили протест, что он заинтересованный сепаратист.
       — Я хорошо знал Чехоева. Когда он был секретарем обкома, тогда в Цхинвале я занимал высокий пост, и меня связывали с ним хорошие взаимоотношения. Тогда я был начальником дорожного отдела обкома. Осетины выгнали Чехоева из Цхинвала. Грузины же взяли изгнанного, и он работал здесь до начала конфликта. Отсюда он уехал в Россию. Несмотря на подобное уважение, он все-таки угрожает нам. Ныне, в знак протеста против грязных сделок Чехоева, Ада Маршания, которая входила в парламентскую делегацию, покинула зал. Я очень этому обрадовался и поблагодарил госпожу Аду Маршания. Кто такой Чехоев? Изгнанный из Цхинвала. И из Грузии куда только не лазил. Чехоев, кстати, во время переговоров всегда молчал, затем выступал с заявлениями.
       — Ведь к приезду Шеварднадзе в 1992 году освободили Кулумбегова, который был арестован за развязывание войны в Цхинвале.
       — Да, нами сделано немало "хороших" дел, что вызвало осложнение нашего положения и укрепило позиции осетин. Этому способствовала наша неправильная политика, Был ошибкой хотя бы так называемый ввод миротворческих сил в регион. Цхинвал был взят. Если там проживало 40 000 осетинских семей, то после ввода миротворческих сил осетин вернули, села восстановили. В Цхинвальском регионе осетины покинули немало сел. Восстановили и эти села, и случилось более худшее: в восстановленные села вернулись осетины со своей администрацией и полицией. И это сделали миротворческие силы и наша полиция.
       — Как известно, на сегодня в Цхинвале нет ни одной грузинской семьи, проданы их дома.
       — В Цхинвале живет 50-бО семей. Это те, которые остались там с самого начала.
        — Они выдержали агрессию осетинских сепаратистов?
        — Они не выдержали, а действовали против нас. Заявляю во весь голос, что грузины, оставшиеся там, видимо, были нашими противниками, иначе как они выдержали. Если 7 000 грузин ушли из Цхинвала, как остались 70 грузин. Что, те 70 грузин были самыми сильными?
       — Осетины их не коснулись?
        — Нет, они стояли рядом с ними и стреляли в нас. Возможно, у кого-то были смешанные семьи, некоторые думали, что если уйдут, то дом сожгут, потеряют имущество, вот так они и остались. 13 лет длится конфликт, и за это время ни один из беженцев не вернулся в Цхинвал. Потеряв надежду, эти несчастные люди продали в Цхинвале свои дома. Располагаю точной информацией, что беженцы из региона 70-80% продали свои дома. Дай Бог, но если сегодня будет объявлено, что в Цхинвале восстановлена наша юрисдикция и призовут грузин вернуться в Цхинвал? Это самая ужасная и сложная ситуация по сравнению с абхазским конфликтом. Абхазия лишь бы решила вопрос возвращения беженцев и, как бы ее не назвали, автономией, республикой, грузины там всегда будут в большинстве и грузинский дух всегда будет присутствовать. Они уже не поступят так, как когда 100 000 человек за одну ночь покинули Гали. И это в то время, когда абхазцы не могли идти в этом направлении. Здесь будет хуже. Возможно, завтра-послезавтра в Цхинвале восстановится наша юрисдикция, однако грузины не вернутся. Цхинвал всегда будет осетинским городом.

       По материалам газеты от "Ахали Таоба" 3.02.2003 .
С грузинского перевел Алексей Маргиев.
Hosted by uCoz